Иконописная красота Софии
Заметно влияние стиля «барокко» на творчество болгарских иконописцев 15-16 веков. Строгость и аскетичность изображений лиц святых сменяется яркими, светлыми тонами, живыми лицами, прорисованными до мелочей.
Город, возникший 700 лет до н.э., на месте стоянки кочевников, очень полюбился римскому императору Константину, и он назвал его Сердика – мой второй Рим. Уникальные минеральные источники с теплой водой были постоянной причиной борьбы за город среди воинствующе настроенных народов, и в 681 году город становится частью Османской империи. Но именно древним правителям Византии он обязан своим названием – София.
После русско-турецкой войны Болгария наконец-то обрела независимость и свою столицу в 1879 году.
Посещение Болгарии как курорта навсегда останется в памяти любого туриста. Среди достопримечательностей и исторических памятников много настоящих шедевров живописи и искусства. Помимо мечети и синагоги, в Софии нужно обязательно посетить кафедральный собор, построенный в мавританском и византийском стиле в честь освободителя Александра Невского.
Внимательно всмотревшись в стены хранилищ храма, можно проследить тысячелетнюю историю болгарской иконы, неповторимой в своей глубине и роскошном стиле исполнения. Отличается иконопись в Софии от работ других славянских мастеров-иконописцев тем, что выполнена на кипарисовых или липовых дощечках, а более древние иконы писались на керамических плитах. Их можно увидеть в монастырях около города Преслав. Заметно влияние стиля «барокко» на творчество болгарских иконописцев 15-16 веков. Строгость и аскетичность изображений лиц святых сменяется яркими, светлыми тонами, живыми лицами, прорисованными до мелочей.
Одной из самых поразительных по своей красоте и духовному содержанию икон является изображение Девы Марии на двусторонней иконе Погановского монастыря в Софии. Древние мастера, безусловно, знали, как сделать левкас из сусального золота, чтобы позволить зрителю увидеть сияющий образ Богоматери, сдержанно выписанный темперой. Во времена захватчиков христианская церковь являлась единственной защитой и надеждой болгар, поэтому при виде икон того времени у простого смертного захватывает дух, так тонко они передают внутреннее напряжение автора.
Что касается архитектуры Болгарии, то самобытность она приобрела в начале 19 века. Самый известный архитектор, зодчий и строитель того времени Никола Фичев – инженер, сотворивший много памятников культуры, зодчества, в том числе и знаменитый турецкий конак, где сейчас находится Музей Национального возрождения.