Последние шаги борьбы с кризисом
Современные рынки продолжают оставаться зависимыми от монетарных факторов, которые играют основную роль в их жизни. Недавние изменения финансового мира, точнее замедление в глобальной экономике Еврозоны, АТР, США, потребовали адекватных и срочных действий от ключевых регуляторов. Практика уже много раз показывала, что финансовые рынки не могут самостоятельно расти без вспомогательных программ, ориентированных на поддержку, и если цетробанки не начнут стимулировать, то рынки через два-три месяца просто пойдут на спад. На фоне рецидива долгов в системе банков Еврозоны наблюдается постоянная тенденция роста стоимости займов государств.
Несомненно, не последнюю, можно даже сказать ключевую роль в решении данных проблем играет ФРС и ЕЦБ, а точнее действия этих организайций. Эти две структуры представляют интересы основных резервных валют, у которых самое большое покрытие. Напоминаем, что фондовые рынки Еврозоны и США имеют большую часть (12% и 35%) капитализации мирового рынка.
Федеральная Резервная Служба на данный момент еще не проявила со своей стороны активных действий. На данный момент она поддерживает свои рынки финансов благодаря тому, что продлевает операции TWIST, которые должны поддержать ликвидность рынка государственного долга США. Финансовые рынки, которые обвалились весной, волативность на сырьевых рынках, которая повысилась, страхи, которые нагнетаются около жесткой посадки Китайской Народной Республики и экономика Еврозоны, которая замедлилась, способствовали тому, что мировая ликвидность в валюте США и американских облигациях (поддержка Соединенных Штатов) сильно сжалась. После этого последовало укрепление USD и это способствовало тому, что котировки нефти были переоценены в сторону снижения (поддержка предвыборной компании на пост президента в Соединенных Штатах).
Пока что Федеральная Резервная Служба не сформулировала четко свои ближайшие действия. Но неутешительная ситуация, которая вызвана замедлением ВВП в Америке во втором квартале этого года (до 1,5%) привела к тому, что ФРС вынуждена была сформировать послание фондовым рынкам про то, что она решительно настроена на активное стимулирование осенью. Но, пока в облигациях США и американской валюте ликвидность «стоит», с данными мерами можно и не спешить.
Ситуация такова, что ЕЦБ и ФРС ожидают момента, когда кто-нибудь из них первым решится на активные действия и включит свой печатный станок. Ведь, по сути, кто выдержит до конца и сделает это вторым, тот и выиграет.
Что касается Европейского Центрального Банка, то он среагировал на отток ликвидности в Америке и запугивание Еврозоны рейтинговыми агентствами США вынужденным снижением ключевой процентной ставки рефинансирования (с 1% она снизилась до 0,75%). Также в прошлом месяце он понизил свои ставки по депозитам (до 0%). Такая реакция привела к тому, что предложения евровалюты увеличились, на рынках снизилась ее стоимость, но ЕЦБ так и не удалось полноценно запустить ретрансляцию денег из системы банка в реальный сектор экономики и в фондовые рынки.
Евро, которое упало ниже уровня 1,20, увеличение роста доходностей южной части Европы (более чем 7%), а также то, что спрос локально снизился (bid-to-cover ratio) привели к тому, что глава ЕЦБ Марио Драги был вынужден проявить некую активность и выступить в Лондоне 26 июля с речью, чтобы поддержать евро. Его речь придала евро и фондовым рынкам некий стимул к росту и позитивному настрою. Но кроме слов активность Марио Драги больше никак не проявилась. Поэтому система коллективной финансовой ответственности в еврозоне нашла себе оппозицию в обличье Германии. Было решено создать в сентябре новый механизм единой финансовой стабильности.
Но рынки все равно нуждались в стимуле для начала восстановления того перекоса ликвидности, который форекс брокеры могли наблюдать в последнее время. Евро в паре с долларом продолжила инерционно подниматься вверх. Был достигнут уровень консолидации цен от 1,23. Слишком активное одностороннее сжатие ликвидности в USD и американских бондах, которое произошло накануне, поспособствовали тому, что ликвидность будет выравниваться в пользу рынков, что развиваются и евроактивов.
Цены росли уже довольно длительное время. Рынок валюты и бондов Америки настолько сильно перегрелся, что стало выгодно передавать «флаг первенства» другому и на время становиться медведем. Падение весной этого года финансовых рынков, падение нефти в первой половине этого лета, падение евро в прошлом месяце, которое показали две автоматические торговые системы – это повысило спрос на инструменты диверсификации рисков.
Евро нуждается в реверсе ликвидности из доллара США и госбондов в направлении Европы. Этот процесс, вероятнее всего, начнет активно разворачиваться в конце августа. И в данной ситуации велика вероятность срабатывания принципа, когда вещи, достигнув своего предела, начинают переходить в противоположность. Усиленная группировка капитала возле одного или нескольких инструментов практически всегда приводит к тому, что рынок данного инструмента обваливается. В такой ситуации на данный момент находится валюта и гособлигации США.
На данный момент рост на финансовых рынках Азии и Европы остается слабым и неуверенным, а ценовые уровни еще не достигли должного уровня консолидации, но численные перебеги от медведей к быкам предсказывают то, что тенденция роста в ближайшем будущем будет закреплена.