Захоронение бойца Коктебельского десанта
9 мая 2013 года в поселке Коктебель в 09.00 на Холме Славы, что у нового поселкового храма, прошла панихида по погибшим воинам и состоялось торжественное захоронение неизвестного солдата, останки которого были обнаружены 2 апреля сего года на северо-западном склоне горы «Татарка». Далее прошло торжественное шествие от Холма Славы к памятнику Десантникам, где в 10.00 состоялся митинг.
Коктебельский десант был отвлекающим от Феодосийского десанта, оттягивавшего, в свою очередь, силы немцев от Севастополя. Группе моряков была поставлена задача завязать бой и сковать гарнизон Коктебеля, чтобы последний не смог оказать поддержки румынским и немецким войскам в дислоцирующимся в Феодосии. Десант набирали только добровольцев. По воспоминаниям одного из участников высадки: «Выжить никто из нас тогда особо не надеялся, но очень уж хотелось помочь братишкам в Севастополе».
Подлодка “Спартаковец” Д-5 серии «Декабрист» вышла из Новороссийска и к ночи 29-го декабря 1941года была у Коктебельских берегов. Из вахтенного журнала подводной лодки: «29 декабря. Район Коктебеля. 03 часа 30 мин. Десантной группе наверх с оружием». При всплытии выяснилось, что условия для десантирования весьма неблагоприятные – шторм, мороз до -19 и пронизывающий ветер. Не смотря на это – краснофлотцы начали погрузку в резиновые лодки одна из которых перевернулась, и один моряк мгновенно пошёл ко дну. Это был член экипажа подлодки трюмный краснофлотец Н.А.Кривошеин. Оставшиеся лодки, разбросало, и с огромным трудом они двинулись к берегу. Часть источников сообщает, что были десантированы 29 моряков, по другим сведениям из 29-ти человек в лодки смогло погрузиться только 21, а остальные остались на подлодке и вернулись на базу в Поти. Лодки были высвечены прожектором, и по ним немцы открыли пулемётный и миномётный огонь. Десантники прыгали в море, вступая в бой по пояс в ледяной воде. Моряки разделились на две группы – одна пробивалась в посёлок, другая – по кромке прибоя отходила к камышам на заболоченном участке на его окраине в сторону мыса Юнге. Бой продолжался 3 часа и затих к 7-ми утра.
Немецкий гарнизон Коктебеля, опасаясь новой высадки в своём районе, занял оборону и не предпринимал никаких активных действий, чего собственно и добивались черноморцы. Ранее считались неподтверждёнными данные, что против десантников был брошен артиллерийский дивизион, теперь же находки на северо-западном склоне горы «Татарка» указали на артиллерийский обстрел уходящих в горы матросов. К исходу 1-го января советские войска дошли до Коктебеля, и моряки-десантники получили возможность присоединиться к основным силам. На тот момент в живых оставалось около десяти человек, почти все получили ранения. Большинство выживших составляла группа укрывшаяся в камышах, ещё несколько серьёзно раненных бойцов прятали у себя жители Коктебеля. По некоторым данным, нескольким краснофлотцам, записанным в пропавшие без вести, удалось прорваться в горы к партизанам, но никаких сведений об их дальнейшей судьбе найти так и не удалось.
2-го января наступление советских войск остановилось, и раненные бойцы были отправлены в тыл. До конца войны дожили двое участников этого десанта – Г.Д. Грубый, М.Е. Липай и возможно В.Осиевский. Хотя фамилия Осиевский упоминается в других эпизодах крымских отвлекающих десантов.
Согласно акту обнаружения останков от 3 апреля 2013года 02.04.2013 г. во время прогулки по окрестностям пгт. Коктебель, местными жителями были обнаружены фрагменты останков погибшего советского воина. Жители обратились в нашу организацию, Союз Казаков Феодосийскою региона, к Атаману, казачьему полковнику Степанову В.Г., являющемуся так же помощником Феодосийского городского Головы и депутатом Феодосийского городского Совета.
3 апреля 2013 года выехав на указанное место, а именно на северо-западный склон горы «Татарка», которая находится справа по ходу движения в п. Щебетовка, мы обнаружили останки воина-десантника, советскую каску, пуговицы со звездами, один ботинок и перочинный нож, лежавшие практически на поверхности земли, видимо вымытые дождевыми потоками воды.
Феодосийский военкомат и Коктебельское отделение милиции были поставлены в известность.
Судя по расположению найденных останков, воин был присыпан небольшим слоем земли после взрыва, который впоследствии и вымыли весенние ливни.
После изъятия останков они были сложены, упакованы и переданы на хранение в Храм. На месте обнаружения так же присутствовал священник Феодосийского Казанского Собора о. Василий. В Коктебель были приглашены эксперты из Феодосийского гор.отдела МВД Украины в АР Крым, которые и провели экспертизу.
По результатам экспертизы обнаруженные останки признаны останками советского воина погибшего в годы Великой Отечественной войны.
Из более пятидесяти фотографий, приложенных к отчету о раскопках, особое внимание привлекли своими бликами пара снимков.
По информации от моего деда несколько десантников, прорвавшиеся в горы, скрывались в пещере, но их выдали местные жители-предатели, и немцы запустили в пещеру отравляющие газы и десантники погибли. Можно ли подтвердить эту информацию? Один из этих десантников Иванов Григорий Фадеевич, пропал без вести
Здравствуйте, Ольга. Нам не приходилось слышать о такой истории. В этом районе нет подходящих пещер для укрытия. Есть еще подробности об этом событии?
Я слышала, что десантники спрятались в горах и хотели уйти к партизанам. Пещера эта на кара-даге или дальше, ближе к пос. Крымское Приморье. Вроде бы мать десантника сама ходила выспрашивала местных жителей и получила эту информацию.
Ещё про останки десантника, обнаруженного на склоне горы Татарка. Удалось ли узнать имя и фамилию? Просто хотелось бы установить место гибели Иванова Григория Фадеевича, участника десанта под Коктебелем. У него был очень большой рост, 2 метра, может даже выше.
Нет, не удалось. Никаких медальонов и именных предметов не обнаружено. Останки намного меньше человека 2-х метров.