Союз Русского Народа Феодосийский отдел. Дружина Пересвет

Пастух в народной культуре Беларуси

Сильные, ловкие, способные на любое дело мужчины в пастухи никогда не шли, считая это понижением своего социального статуса.В процессе жизнедеятельности деревенской общины постепенно возникала необходимость выделения из состава сообщества людей, которые занимались соответствующими ремеслами: плотники, столяры, бондари, пасечники, гончары, портные, сапожники, печники и т.д. Однако среди этого круга мастеров особое место занимали кузнец, мельник, пастух и знахарь.

Наибольшим уважением пользовался кузнец. Где-то между этими мастерами находилась фигура пастуха. Сильные, ловкие, способные на любое дело мужчины в пастухи никогда не шли, считая это понижением своего социального статуса.

В связи с этим в фольклорных произведениях пастух противопоставляется главной фигуре села – земледельцу, например, в заговорах: “В чистом поле стоял дубочек, а под тем дубочком седой дедочек. Он не пашет, только коровушек пасет. Спереди приостанавливает, а сзади подгоняет”. Поэтому “только пасти” коров чаще всего выбирали людей, которые имели физические или психические заболевания, калек, людей пожилого возраста, стариков или совсем разорившихся.

Считалось, если пастух громко хлопает кнутом, умеет свистеть, звонить в колокольчики, играть на волынке, рожке и т. д., то такими действиями он разгоняет нечистую силу, которая “заночевала на пастбище”, а его магическим наигрышам подчиняются животные и растения. Пастух обязан был знать хотя бы азы народной медицины, чтобы предостеречь стадо от опасности или помочь животному, если его кто-то покусал. Поэтому к пастуху относились, с одной стороны, как к мельнику, а с другой – как к кузнецу.

Когда люди видели, что их пастух – человек искушенный, ему оказывали всяческие знаки уважения: отдавали одежду, угощали яствами: куском сала, ветчиной, колбасой, куском хлеба, яйцами.

Особенно ответственно пастух относился к первому выгону скота на пастбище. Среди предостережений и регламентаций были следующие: “в день первого выгона скота пастухи обязательно избегают даже самых мелких займов друг у друга – хлеба, ножа и т. д., что в обычное время они охотно делают. Строго следят за пастухами, чтобы они в этот день не брали с собой в поле ни ножа, ни огня”.

Выбор пастухов был делом всей деревенской общины в Беларуси. Кто будет в новом сезоне пасти стадо, договаривались в четверг на масленичной неделе, когда чествовали языческого божка-хранителя домашних животных Велеса.

А вы знаете каким образом происходит оптимизация налогообложения?

Оксана Котович, Янка КРУК.

Метки:

Рубрики: Разное, автор admin, опубликовано: октября 24, 2010, в 16:49.

Добавить комментарий

Пока нет комментариев.

Вы можете оставить ответ, используя форму ниже!


Написать комментарий