Бронепоезда Белой Армии
Надо пояснить, что представляли в то время бронепоезда.
Основу каждого бронепоезда составлял бронепаровоз и, как минимум одна, а оптимально две бронеплощадки. Типовая конструкция всё же состояла из двух бронеплощадок с артиллерийскими орудиями и пулеметами и прицепленными к ним двумя-тремя платформами с запасными рельсами, шпалами, костылями и другим железнодорожным имуществом для ремонта как железнодорожного полотна так и самого бронепоезда. Бронеплощадки состояли из двух отсеков, так называемого пулеметного каземата и орудийной установки помещенной во вращающуюся башню.
В пулеметном отсеке на специальных столах устанавливалось до 12 пулеметов с водяным охлаждением. При интенсивной стрельбе для охлаждения теплообменников пулеметных стволов вода по специальным трубопроводам подавалась из тендера к кожуху каждого пулемета. Боекомплект на каждый пулемет состоял из 1500 патронов и хранился в ящиках расположенных вдоль борта. Рядом с каждым пулеметом хранились и деревянные чопики для ремонта теплообменников. Ими затыкались пробоины от пуль и осколков.
Башенная артиллерийская установка монтировалась на передней части платформы и располагалась на поворотном круге, на который через ролики опирался стальной диск с 3-дюймовой пушкой. Всю эту конструкцию весом почти две тонны вручную один человек. Угол поворота башни составлял почти 220 градусов. Боекомплект орудия мог быть различным по обстоятельствам, но, как правило состоял из 80 шрапнельных снарядов и четверти сотни гранат.
Корректирование огня орудий и пулеметов велось из командирской башенки с круговым обзором. В каждом вагоне был выдвижной прожектор, а в полу люки для эвакуации личного состава. Для ведения боевых действий в зимнее время имелась система отопления из металлических труб – теплообменников, смонтированных у бортов и соединенных с котлом паровоза через двухконтурные теплообменники. Это было сделано для исключения потери воды из барабана котла при повреждении в бою или разрыве магистральных трубопроводов. Ремонт теплообменников и трубопроводов был возможен только после снятия бронеплит. Для тепло- и шумоизоляции бронированных стен вагоны поезда изнутри обивались пробкой и фанерой, а затем окрашивались в белый цвет.
Бронепоезда оборудовались системой управления огня из командирской башни бронепаровоза состоящей из электрической сигнализации, корабельной рупорной и звонковой связью. Для удобства ремонта теплообменников, ходовой части и сцепок часть брони крепилась на петлях. Электричество вырабатывала динамо-машина приводимая в действие паровой турбиной. Все коммуникации между платформами и паровозом как то воздушные и водяные трубопроводы, электрические провода укладывались в специальные броневые трубы.
Экипаж бронепоезда состоял из 4 офицеров и около 90 нижних чинов делившихся на три взвода – пулеметный, артиллерийский и технический. Отдельно была еще и паровозная бригада.