“Безымянный исход”
“Безымянный исход” – это статья-реакция “красных”. Закономерная реакция людей, до сих пор пытающихся бороться с Богом и с Русским Народом, и упорно не желающих принести покаяние за преступления своих наставников и товарищей – коммунистов.
“Взяться за написание этой статьи меня заставила информация в газете «Керченский рабочий» от 5 ноября с. г. №121. В ней говорится, что монархисты проведут мероприятие в честь 90-летия Русского исхода, т. е. вынужденной эвакуации остатков врангелевских войск из Крыма под натиском войск Красной Армии. Вначале я подумал, что это мероприятие будет проводиться с целью примирения двух сторон, «красных» и «белых», тем более с участием православной церкви. Как в свое время в США проводилось примирение «южан» и «северян» после гражданской войны. Однако меня поразило продолжение информации, что вначале у храма апостола Андрея Первозванного церковью будет проведено освещение креста памяти жертв «красного террора» в Керчи 1920—21 гг. Потом перейдут в собор Иоанна Предтечи, а затем — молебен на горе Митридат. Следовательно, никаких речей о примирении не будет.
Действительно, как и ожидалось, 16 ноября при проведении монархистами мероприятия, в адрес большевиков неслись упреки и проклятия за невинно убиенных офицеров, оставшихся в Керчи после исхода, и призыв к покаянию за свержение помазанника божьего царя Николая II, видимо, сознательно забывая, что царя свергли не большевики, а конституционные демократы в лице крупной буржуазии, и только у них большевики отобрали власть.
После этого мне стало ясно, что целью мероприятия было создать настрой против той власти, которую поддержало большинство населения России.
Но, простите меня, уважаемые священнослужители, почему вы не проводите панихиду и освещение мест «белого террора», который проводился в мае 1919 года в отношении жителей Керчи? Об этом свидетельствует мемориальная доска на одном из домов улицы 23 Мая. Эта улица названа в честь проведенного восстания жителями Керчи, среди которых только единицы были большевиками. Восстание было вызвано зверскими репрессиями белогвардейцев и иностранных интервентов (флоты Англии, Франции, Италии и Турции стояли в проливе), а также массовым голодом и безработицей. Восстание было подавлено. В подавлении активное участие принимали корабли интервентов, которые своей артиллерией уничтожали огневые точки восставших. Когда у восставших закончились патроны и боеприпасы, на них была брошена конница, которая, по существу, рубила безоружных. Уничтожение восставших началось на перекрестке ул. Ленина, ул. Горбульского, ул. Пирогова, и на площади перед православным собором святой Троицы. В течение этого дня было убито 1500 человек восставших.
В последующие дни террор продолжался. По городу выискивали сочувствующих, вывозили их за городки расстреливали. Об этом говорят оставшиеся в живых дети, которым рассказывали отцы — очевидцы этих расстрелов. Расстрелы проводились в западной части бывшей деревни Андреевка (сейчас это место при повороте с Феодосийского шоссе на Багерово). Местные жители говорят, что в местах расстрела до сих пор растет зеленая трава даже в засушливое лето.
Для оставшегося в живых населения Керчи оставался лишь один исход (которому так и не дали название) — быть на своей грешной земле.
Все здравомыслящие люди всех поколений призывают к толерантности, взаимопримирению, признанию прав любого человека и недопущению ужасов гражданской войны в будущем.”
Владимир ШАТУНОВ, член президиума совета ветеранов центрального района Керчи. Газета “Керченский рабочий”