О власти царской
ОБРАЩЕНИЕ КО ВСЕЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ.
В рамках Предсоборных Совещаний клириков и мiрян
Тверской епархии РПЦ частное отношение
«Если мы – Православные,
то мы обязаныверовать в то,
что Царь, не идущий против
своей облагодатствованной совести,
не погрешает»
(Св. Праведный Иоанн Кронштадтский)
«Что Бог положит в сердце Государя,
тому и надобно повиноваться»
(Святитель Филарет Московский)
«Нет греха больше, как противление воле
Помазанника Божия»
(Св. Преподобный Анатолий Оптинский)
«Бог соединил Царей и иереев для блага
человечества <…>, поручив первым
устроять временное благоденствие
общества человеческого, а вторым –
приготовлять это общество к переселению
в вечность и к блаженству в Вечности»
(Святитель Игнатий Брянчанинов)
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
ОБРАЩЕНИЕ
Братия и сестры!
Сегодня мы видим, что вопрос о Царской Власти и об искупительном подвиге святого Царя Николая II занимает умы и сердца все большего числа Христиан, ищущих Истины. Все большее число Христиан начинает понимать, что лишь восстановление Самодержавия и Соборности на Святой Руси является исполнением о Ней Воли Божией.
Горестный путь крестных страданий прошло несколько поколений Русских людей, и стали опытно понятны пророческие слова святого Преподобного Анатолия Оптинского: «Россия без Царя, как и человек без главы, есть труп смердящий».
Но не чудо ли это Божие: вопреки ураганной, разнузданнейшей пропаганде хулы на Богом установленное на Руси Царство, вопреки клевете и на самих Помазанников Божиих, от Святого благоверного Царя Иоанна Грозного, и до последнего Царя-искупителя Николая, Святая Русь – жива! Да и мы, братия, тем только, верно, и живы, что свято верим: страшное иго, попущенное России за предательство Христа Господня – последнего Императора, не конечное нам определение Божие на погибель, но лишь временное горькое вразумление нерадивому сыну, отвергшему Отца. И мы верим, что по слезному покаянию сына, любящий Отец дарует ему прощение, восстановит его, ставшего грязным рабом чужих хозяев, в прежнем сыновнем достоинстве, и даст ему первую одежду, вернув Святой Руси Самодержавного Царя.
А как мы живы покаянием и верой в воскресение Руси, то нам следует стараться вернуть себе потерянную память, переосмыслить то, что произошло, и, как учит Спаситель, извлечь и из худого себе вразумление.
Нам видится, братия и сестры, что очень важно сегодня постараться дать ответ на вопрос о мере ответственности, степени взаимоотношений Царя и Государства.
Ибо многие задаются вопросом – если Царь является Самодержцем, не приемлющим суда от человеков, а держащий ответ лишь пред Богом, то как быть, если Царь отступает от служения Господу?
Вот позиция, которую мы предлагаем на рассмотрение Церкви Христовой.
Нам известно утверждение одного из Отцов о том, что следует повиноваться Царю, пока он не погрешает против Православия.
Мы дерзаем разъяснять себе это утверждение так: если Царь не хулит явно Святую Троицу, не дерзает изменять Символ Веры, не выступает за ограничение собственной Самодержавной Власти, никто земной не имеет права суждения над ним.
Для того, чтобы судить Царя, нужно быть выше Царя.
Выше же Царя земного – только Царь Царей. А потому – тот, кто берется утверждать, что Царь – отступил, уже присваивает себе суд и приемлет за это наказание Господне (как это было, по нашему мнению, в XVII веке, с последователями Старого Обряда, хуливших Царей).
Мы полагаем, что народ может и должен через своих избранных представителей, обращаться к Царю с прошениями и жалобами, если действия Помазанника вызывают всеобщее народное недовольство. Должен существовать, по-видимому, какой-то механизм формирования выборного представительства народа при Государе. Следует, однако, понимать и то, что действия Царя, вызывающие недовольство – это всегда Божие попущение за грех самого народа, а потому следует в такие периоды обращаться от возмущения к покаянию. Любая же форма суждения над действием Царя является, с нашей точки зрения, подтвержденной позицией Святых Отцев, несомненным грехом против Бога.
Не меньше первого волнует очень многих вопрос о соотношении Царской и церковной властей.
Вот наше мнение:
Мы, грешные, видим государственное устройство, как единоличную Царскую власть, которой подчиняются равно светская и церковная жизнь. Царь, как властитель Государства (как общественного места, территории) – является Главой не только Русской Православной Церкви, но также и Главой всего Вселенского Православия, всей Земной Воинствующей Церкви. Именно так понимал этот вопрос о Главенстве Царя наш Святой Благоверный и Христолюбивый Государь Иоанн Васильевич Грозный.
Церковь же, поскольку она не несет в себе полномочий Господских, властных, а занимается лишь вопросами духовного окормления Христиан, сохранения и распространения Веры Православной, то и внутреннее устройство ее – совсем иное. Мы полагаем, что Поместная Церковь должна иметь устроение, не имеющее внутри себя единого властного центра – каждая епархия имеет своего епископа, но все епископы – равны по прямому указанию Господа о Церкви: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 42-44).
Иное же всегда и неизбежно будет служить соблазном на мiрскую власть, а это – прямой путь в ересь папизма; иное всегда и неизбежно будет порождать церковный карьеризм как погоню за сладостной всемогущей «архиерейской властью».
Что до вопроса с церковным имуществом, для которого, якобы, потребно иметь управление, то вот и здесь наше мнение.
Вспомним следующие слова Господа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).
Если церковь не будет исполнять сего заповеданного, как может она требовать соблюдения этого в пасомых? А потому – представляется нам естественным и верным установить так, чтобы церковное имущество не находилось в полном распоряжении церковной власти.
Следует, по нашему мнению, постановить так, чтобы церковное имущество находилось в распоряжении Государя, но особым образом, чтобы не могло быть ни отчуждено в пользу «мiра сего», ни также использовано в личных целях самого Государя, но только по церковным же нуждам или в ситуации, когда Отечество в опасности.
Ибо сегодня мы имеем парадокс, что вошедшие в церковную власть монахи, давшие обет нестяжания, распоряжаются огромными счетами в банках, дают, вопреки Заповедям, деньги в рост, имеют вклады в банках Москвы, живут в огромных хоромах, что, несомненно, является атрибутами довольной и сладкой жизни, а также служит огромным поводом к соблазну для внешних и к несомненному погибельному вреду душам самих монашествующих. Выше мы упомянули соблазн властью. Подобное нынешнее устроение является еще одним соблазном – соблазном служения маммоне, что для духовенства, как низшего, так, тем более, и высшего, неприемлемо. Ибо ведет к вырождению в церкви Духа Христова (что мы, грешные, и видим, к горести своей).
Епископ и любой член клира должен знать: все, что находится в его распоряжении, принадлежит не ему, а Церкви, и может быть направлено только на благо Церкви. Он должен знать, что епископское служение, это не блаженное обладание властью и деньгами, а, в числе прочего, самоотверженный труд по распределению во Славу Божию «богатства неправедного» (Лк. 16, 9). А потому, будучи отозван с кафедры, он лишится управления всем, что ему вверено Церковью. Вспомним слово Господа: «…и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять» (Лк. 16, 2). Государь же – именно тот, кто может требовать подобного отчета об управлении.
Если, братия, таково будет устроение, то столь же ли велик, как сегодня, будет среди семинаристов «конкурс на епископское место»? Для того ли будут стремиться надеть митру?
Итак, внося свой вклад в известный спор иосифлян со св. Преподобным Нилом Сорским, можем сказать: «Церковь должна быть богата, а епископ – беден». Церковных банков быть не должно, богатых епископских хором – тоже. Церковными средствами должны распоряжаться государственные, уполномоченные на то Царские банки.
Конечно, мы отдаем себе отчет, что затронутые вопросы слишком сложны, чтобы считать написанное нами конечным разрешением. Но, по их исключительной важности, мы сочли необходимым смиренно предложить свой взгляд на рассмотрение Церкви в рамках Предсоборных Совещаний.
Группа Христиан Тверской епархии РПЦ
31/5/2010 (13/6/2010)
Метки: обращение мирян Твери