Крест или хлеб?
«Послабление будет на короткое время. Вздохнете, но ненадолго. Все будет: и молебен на Красной площади, и панихиды по убиенному Помазаннику Божию и его семье… А потом будет хуже, чем было! Как мне вас всех жаль! Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб и скажут: выбирайте».
(Житие Святой Блаженной Матроны Московской)
4 мая православные, миряне и казаки, у трассы Джанкой – Феодосия (земля Береговского сельсовета) установили четвертый поклонный Крест на территории большой Феодосии
, который одновременно стал памятным знаком в честь Дня Победы.
Местные власти, как светские, так и духовные, а также представители мусульман заявили, что Крест установлен незаконно и должен быть демонтирован. При этом позиция светских властей и духовенства менялась как крымская погода. Судите сами.
Власть светская.
Изначально, по вопросу установки Креста, Береговским сельсоветом практически единогласно принято решение (один против) о ходатайстве перед Советом министров Крыма о выделении земли, так как земля, где планировалась установка Креста, принадлежит поселку, но находится вне его границ. Это было до установки Креста, а уже утром 6 мая к пикету доставили документы, в которых говорилось о поданных в суд исках Совета министров и сельсовета Берегового, с требованием обязать феодосийское казачество освободить незаконно занятый земельный участок и снести незаконно установленный поклонный Крест.
Руководство города тоже не однократно заявляло о своей «православности», но, в конце концов, приняло решение о незаконности Креста.
Власть духовная.
Благочинный Феодосийского округа протоиерей Михаил, повел себя тоже достаточно странным образом. Крест, который изготавливался по его благословению в одном из храмов города он, тыкая в него пальцем, назвал не каноничным. Затем благочинный добавил, что благословения он не давал. Точнее, давал, но не на установку, а на изготовление и оформление документов и поэтому «Крест надо с благоговением демонтировать». В ответ на это казаки поставили перед ним кувалду и попросили показать, как с благоговением православный священник будет сносить Православный Крест. Благочинный обиделся и попытался вразумить казаков словами, что те срывают курортный сезон, и трудно будет зарабатывать летом денежку, а под конец и вовсе, под крики «позор!», ретировался на своем джипе «Subaru». В добавок православным сообщили, что владыка Лазарь благословил установку Креста, но после оформления документов.
Вот и получается, что благословений куча, но все они «как бы на потом». И хотя Крест, как утверждает благочинный, не каноничный, но потом его обещали освятить. С подобной ситуацией нам уже приходилось сталкиваться в ноябре прошлого года, когда мы занимались подготовкой Крестного хода в память Исхода Русской Армии из Крыма. Тогда протоиерей Михаил (Сытенко) дал письменное благословение на Крестный ход, а когда мы пришли за Крестом и хоругвями, то нам их не хотели отдавать, ссылаясь на запрет благочинного. Так и сейчас. Давая благословение на изготовление и оформление документов Михаил (Сытенко) не предполагал, что Крест будут устанавливать? Хотя, что еще можно ожидать от людей, которые аплодируют после рассказа о том, как сломали медаль в виде Креста?..
После приказа благочинного и светских властей ни один настоятель феодосийских храмов не осмелился освящать Поклонный Крест. Послушание превыше всего? Даже Креста?
В результате освящение Креста совершил отец Илларион, представляющий Русскую Православную Церковь за рубежом. Это единственный батюшка, который согласился освятить крест.
При освящения Креста присутствовал городской голова Феодосии – Александр Бартенев, но участия, как православный, не принимал.
На данный момент ситуация на месте установки поклонного Креста спокойная. Казаки несут дежурство, чуть поодаль стоят машины сотрудников милиции.