ПЕРВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ФЕОДОСИИ! гл.5
5. От июля к октябрю
Восстание «Потемкина», давшее могучий толчок первой русской революции особенно повлияло на нарастание движения в самой Феодосии, последней отечественной стоянки бунтаря-броненосца. Здесь, где реял флаг повстанцев, где была пролита кровь расстрелянных моряков, где был повешен Мочидловер — была особенно взрыхлена почва для разрастания революционного движения.
Восстание «Потемкина» заставило полеветь многих русских меньшевиков во главе с меньшевистской «Искрой» этот процесс сказался и на феодосийской организации. С июля, последняя вносит оживление в свою работу. Как видно из донесений феодосийского полицеймейстера, тут летом происходили в степи политические сходки; на сходки приходили люди, имея при себе оружие. Распространяются революционные брошюры и прокламации: «Кто должен победить», «Политическая свобода», «Речь Людмилы Громовой к гражданам», «Новые царские милости»… В начале сентября в Феодосию прибыл из Польши какой-то агитатор, который — по выражению обеспокоенного полицеймейстера,— должен будет говорить фабричные речи».
Но особенно оживилось с июля месяца забастовочное рабочее движение. Бастуют рабочие «первой артели работников табачного дела». Основные моменты из выставленных ими требований таковы: увеличение заработной платы на 15% рабочим, получающим менее 20 рублей в месяц, и на 10% получающим более 20 рублей; увеличение оплаты сдельной работы; медицинская помощь для рабочих и их семейств; выдача полного жалованья за все время забастовки по новым ценам; вежливое обращение администрации с рабочими; выдача жалованья в случае болезни; за первые три дня болезни ничего но(?) уплачивается, за следующие 11 дней — полное жалованье и еще за две недели — половинное жалованье; расширение всех отделений фабрики; устройство вентиляции; уборка отделений должна производиться в отсутствие рабочих. Требования забастовавших были приняты и удовлетворены администрацией.
Особенно длительна была забастовка приказчиков, начавшаяся в конце июля и, затем возобновившаяся в сентябре. Настроение забастовщиков было довольно мирное, а выставленные ими требования не предусматривали интересов низших слоев «пролетариев прилавка». В предъявленных экспортерам требованиях они выставили следующие моменты: организация страхования служащих на случай смерти, инвалидности и старости; сохранение жалованья за все время болезни; рабочий день в 12 часов, включая полтора часа на обед и 1/2 часа на завтрак, хозяин не имеет права рассчитывать служащих или делать вычеты из жалованья, если служащему необходимо оставить службу по не терпящим отлагательства делам, как например: призыва для отбывания воинской повинности, учебного сбора, вызова в суд, болезни члена семьи; хозяин, рассчитавший служащих без законных причин, должен выдать жалованье за полный год, причем, кроме следуемого до года жалованья, хозяин должен еще уплатить прослужившему 3 года жалованье за 3 месяца, прослужившему 6 лет за 12 месяцев; уважительной причиной для увольнения может служить совершение служащим преступления или проступка, если он алкоголик или страдает неизлечимой болезнью; медицинская помощь и медикаменты за счет хозяина; прибавка жалованья: служащий, прослуживший не менее одного года, имеет право пользоваться в летнее время двухнедельным отпуском, а в случае надобности месячным отпуском с сохранением содержания. Большинство этих требований было принято совещанием экспортеров в присутствии представителей приказчиков.
Гораздо решительнее по действиям и демократичней по требованиям была сентябрьская забастовка приказчиков. Забастовщики вышли толпой на Итальянскую улицу и снимали с работ своих товарищей, вышедших в магазины; полиция рассеивала забастовщиков.
Необходимо отметить некоторые пункты требований, иллюстрирующих, насколько движение к сентябрю ушло вперед по сравнению с июлем: увеличение жалованья на 30% получающим до 20 рублей и на 20% получающим более 20 рублей в месяц; выдача жалованья должна производиться два раза в месяц: 15-го и 30-го; свободное время приказчики могут проводить за чтением; безусловно вежливое обращение; заменить хозяйские квартиры выдачей не менее пяти рублей в месяц; мальчики не должны исполнять домашнюю работу; физические работы для мальчиков должны соответствовать возрасту; приличное обмундирование для мальчиков; мальчики моложе 14-ти лет не должны быть принимаемы на службу; забастовка не должна служить поводом к увольнению: за все время стачки жалованье уплачивается сполна; неприкосновенность всех забастовщиков, штраф для хозяев, нарушающих вышеозначенные пункты; выдача расчетных книжек об условиях найма с включением выработанных требований.
В августе и сентябре бастовали также портные и дрогали. Оживленное рабочее движение, развернувшееся в феодосийском районе летом 1905-го года, привлекло внимание департамента полиции; в июле известный заместитель директора департамента, Рачковский телеграфно запрашивал Таврического губернатора:
«Получены сведения: в феодосийском уезде шестого июля началось рабочее движение. Сообщите надлежащие сведения для доклада товарищу министра, заведывающему полицией».
Рабочее движение Феодосии нашло самое яркое выражение в октябрьском выступлении и событиях, связанных с ним.